ФНС России разъяснила, что должен делать оператор фискальных данных

Федеральная налоговая служба

Письмо

№АБ-4-20/4851@ от 09.04.2021

О работе оператора фискальных данных

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение ООО от 11.03.2021 и обращение ООО от 11.03.2021 и сообщает следующее.

Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ), к таким услугам относятся в том числе телематические услуги связи.

Таким образом, в случае оказания оператором фискальных данных (далее - ОФД) телематических услуг связи ОФД обязан иметь соответствующую лицензию.

При этом согласно Перечню лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи (раздел XVI постановления Правительства РФ), к таким требованиям относится обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю услугами связи путем:

а) доступа к сети связи лицензиата;

б) доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

в) приема и передачи телематических электронных сообщений;

г) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях.

В свою очередь, Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) определено, что под обработкой фискальных данных понимается любое действие (любая операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных с применением технических средств оператора фискальных данных при формировании и (или) использовании базы фискальных данных, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов в виде фискальных документов, предоставление налоговым органам таких данных и доступа к ним.

Таким образом, ОФД при осуществлении обработки фискальных данных фактически не оказывает пользователю контрольно-кассовой техники телематических услуг связи.

ОФД в соответствии с частью 2 статьи 4.5 Федерального закона № 54-ФЗ обязан обеспечивать конфиденциальность фискальных данных. При этом передача фискальных данных в налоговые органы, а также направление запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара оператору информационных систем маркировки не признаются нарушением конфиденциальности.

Учитывая изложенное, в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ предусмотрена передача техническими средствами ОФД фискальных данных только в налоговые органы и в отдельных случаях оператору информационных систем маркировки.

Сведения о расчетах может передавать только Федеральная налоговая служба в рамках межведомственного взаимодействия с соблюдением ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", а также статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов.
Государственный советник Российской Федерации 3 класса А.В.Бударин

Источник