Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21.01.2021 г. № АБ-3-20/351@
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21.01.2021 г. № АБ-3-20/351@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 17.12.2020 и сообщает, что вопросы ценообразования на фискальные накопители не входят в компетенцию ФНС России.
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (пункт 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Вместе с тем в части своей компетенции считаем возможным отметить, что ФСБ России совместно с ФНС России при разработке положений Федерального закона № 54-ФЗ была определена модель угроз нового порядка применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), предусматривающая применение криптографических средств защиты фискальных данных в зависимости от субъекта предпринимательской деятельности.
Модель функционирования ККТ в такой системе выглядит следующим образом: в момент совершения расчета фискальный признак формируется фискальным накопителем - средством криптографической защиты фискальных данных в ККТ, автоматически проверяется у оператора фискальных данных и хранится в некорректируемом виде в ККТ и у оператора фискальных данных. Сведения поступают в ФНС России и хранятся в защищенном контуре.
Следует учитывать, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Внедрение нового порядка применения контрольно-кассовой техники способствует созданию здоровой конкурентной бизнес-среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество. При этом оперативное получение налоговыми органами информации о расчетах в электронной форме позволит практически отказаться от проверок с выходом на место установки контрольно-кассовой техники.
Новая технология предоставляет возможность налогоплательщику осуществлять взаимодействие с налоговыми органами по вопросам применения контрольно-кассовой техники, в том числе регистрационные действия с контрольно-кассовой техникой, через "Кабинет контрольно-кассовой техники", размещенный на официальном сайте ФНС России, без ее физического предоставления в налоговый орган, что значительно экономит трудозатраты.
Сроки действия ключей фискального признака фискальных накопителей ограничены изготовителями фискальных накопителей исходя из указанной модели угроз и требований к средствам криптографической защиты информации в зависимости от субъекта предпринимательской деятельности. При этом срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществляется передача фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и которая используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, пользователями применяющими патентную систему налогообложения, не менее 36 месяцев со дня регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники (абзац 1 пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ).
Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрено ограничений по сроку эксплуатационной службы контрольно-кассовой техники. При этом в реестр фискальных накопителей включены сведения о моделях фискальных накопителей, срок действия ключа фискального признака которых составляет 36 месяцев. Ежегодные затраты на такой фискальный накопитель составляют 3 000 рублей.
В настоящее время выдано разрешение на обработку фискальных данных 20 операторам фискальных данных. Средняя цена услуг, предоставляемых оператором фискальных данных, составляет менее 1 500 рублей в год на один экземпляр контрольно-кассовой техники.
Следует отметить, что пользователь контрольно-кассовой техники может самостоятельно осуществить замену фискального накопителя по истечении срока действия ключа фискального признака.
Также новый порядок применения контрольно-кассовой техники не предусматривает обязательного заключения договора с центрами технического обслуживания.
Кроме того, на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в подразделе "Видео о проекте" раздела "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена видео-инструкция для пользователей контрольно-кассовой техники с описанием порядка ее регистрации через "Кабинет контрольно-кассовой техники" для самостоятельной регистрации контрольно-кассовой техники без привлечения третьих лиц.
В настоящее время на рынке имеются предложения по бюджетной контрольно-кассовой технике стоимостью 18 тыс. рублей, включая фискальный накопитель, которая доступна для заказа с сайтов производителей ККТ. Решения по контрольно-кассовой технике стоимостью до 18 тыс. рублей можно найти в информационных материалах, размещенных на сайте ФНС России (www.№alog.ru) в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники".
В настоящее время разработано мобильное приложение "Мой налог", являющееся программным обеспечением ФНС России, которое используется с компьютерным устройством налогоплательщика, в том числе мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер, подключенным к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").
По результатам этого эксперимента будут сделаны выводы о том, в какой степени указанная технология может обеспечить защиту интересов граждан и организаций, права потребителей, установленный порядок осуществления расчетов, полноту учета выручки, достижение установленных целей налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров, а также определено, может ли эта технология использоваться для проведения эксперимента в отношении иных налоговых режимов.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.БУДАРИН
Российской Федерации
3 класса
А.В.БУДАРИН
Источник